ОАО “РЖД” может стать соинвестором транспортного коридора Приморье-2

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

ОАО “Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона” в нынешнем году будет вести более агрессивную инвестиционную политику. В Фонде надеются привлечь ОАО “РЖД” в качестве соинвестора проекта международного транспортного коридора “Приморье-2” (Цзилинь – Хасанский район), который Фонд считает одним из приоритетов. Об этом в интервью деловому изданию “Золотой Рог” рассказал генеральный директор Фонда Алексей Чекунков.

– Именно транспортным коридорам мы в этом году надеемся уделять повышенное внимание. Это действительно бизнес очень больших игроков. В мире всего несколько таких компаний с очень большим оборотом и капитализацией, в России они бы попали как минимум в топ-10. Скажите, с какой стати им менять привычный и ставший комфортным Далянь на российский порт Зарубино?

Самая простая базовая причина – география. Ну реально: путь от океана до северо-восточных провинций Китая ближе через Владивосток, Славянку, Зарубино, Суходол, чем через Далянь. Но это пока и все преимущества. Чтобы быть конкурентоспособными, нам необходимо создать железнодорожный путь с минимальным количеством барьеров, желательно с регуляторной средой, которая позволяла бы без остановки ехать из Китая до порта разгрузки. Нужна автомобильная дорога соответствующего качества, погранпереход, а самое главное – необходимо создать порт, способный конкурировать с лучшими азиатскими гаванями, которые выросли в последние годы и прочно заняли лидирующие позиции в отрасли. Для этого необходимы инвестиции в миллиарды долларов. Такой проект должна реализовывать соответствующая организация с соответствующими компетенциями: менеджерскими, маркетинговыми, финансовыми и так далее.

У нас есть мечта, я бы даже это амбицией не назвал, а именно таким менее весомым словом, как «мечта», – привлечь под этот «флаг» крупнейшие российские и зарубежные компании, которые могли бы помочь по-настоящему открыть международные транспортные коридоры (МТК) в Приморье.

В России на сегодняшний день такая организация – РЖД. Нужно вместе с РЖД организовывать компанию, которая должна качественно пройти все подготовительные этапы проекта и стать его хозяйкой, иметь в итоге все основания и полномочия привлекать в него финансовые ресурсы. Об этом шла речь на недавнем совещании у полпреда президента РФ в ДФО Юрия ТРУТНЕВА, где всесторонне рассматривались вопросы развития порта Зарубино, который является важнейшей конечной точкой МТК-2. Мы с Минвостокразвития, со своей стороны, вместе с крупнейшей международной консалтинговой компанией «Маккинзи» провели оценку: создание конкурентоспособного транспортного коридора от Цзилиня до Зарубино обойдется примерно в $1,5 млрд (или 110 млрд рублей). Это будет среднего масштаба мировой проект. При этом все нужно сделать качественно – от планирования до создания компании, укомплектования ее соответствующими кадрами. Очень важно уже на первом этапе обеспечить ей достаточный капитал для прохождения подготовительного этапа, ведь прежде, чем выйти к инвестору, по общему правилу, нужно самому вложить минимум 5% от общей стоимости проекта.

– Не слишком ли вы глобалите, сейчас, похоже, не время такие проекты реализовывать?

– Как говорят, у каждой проблемы есть свое решение. В кризисный период у государства есть два пути: не тратить деньги в надежде на то, чтобы пережить трудные времена, а там экономика, как говорят, «отскочит». Другая позиция: ускоренно их вкладывать, создавая то, что может дать толчок к росту. Очень бы хотелось, чтобы второй вариант у нас был принят, но, вы правы, пока на горизонте маячит первый…

Но тем не менее Фонд развития Дальнего Востока в нынешнем году будет вести более агрессивную инвестиционную политику, и, уверен, мы сможем стать еще более действенным институтом развития для региона. Мы понизим цену капитала: она будет не 11% годовых в рублях, как сейчас, а 5%. Мы увеличим объем денег: перед Фондом поставлена задача в этом году инвестировать в экономику региона 21 млрд рублей. Фонду необходимо модифицировать правила, по-другому настроить инвестиционные процессы. Мы предполагаем, что в этом году средний проект, профинансированный Фондом, будет больше по размеру: «средний чек» нашего участия увеличится до 3 млрд рублей.

Последнее достижение прошлого года мы получили с поправками в закон о бюджете, которые снимают отраслевые ограничения. Сейчас внимательно смотрим на развитие сельского хозяйства, отрасль недвижимости, туризма с прицелом на приграничные объекты, которые потенциально могут аккумулировать приток китайских гостей, развивать приграничную торговлю, ярмарки, офисно-развлекательные центры и так далее.

Мы переходим к более комплексному и масштабному участию в экономике Дальнего Востока. Главное, чтобы была очевидна эффективность проектов и защищены наши риски.

Полный текст интервью можно прочитать на сайте “Золотого Рога”.

СПРАВКА

Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона создан по инициативе Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

Фонд является государственным финансовым институтом развития, обеспечивающим гибкий подход к структурированию и финансированию проектов. Осуществляет инвестиции в создание новых предприятий и объектов инфраструктуры, которые обладают значимым социально-экономическим эффектом для развития экономики региона.

В своей деятельности Фонд взаимодействует с Полпредством Президента РФ в ДФО, Минвостокразвития и акционером — Внешэкономбанком, являясь важным элементом единой системы государственного управления, созданной для ускоренного развития макрорегиона.

Уставный капитал Фонда — 15,5 миллиардов рублей.

Atari Studio ™