Туманганская инициатива заинтересовалась Свободным портом Владивостока

Расширенная Туманганская Инициатива (РТИ – Greater Tumen Initiative – GTI) является механизмом межправительственного сотрудничества в СВА, действующим при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) с участием четырех стран: КНР, Республики Корея, Монголии и России. В 2009 г. из состава участников вышла Корейская Народно-Демократическая Республика.

РТИ была учреждена в 2005 году путем преобразования Программы развития зоны реки Туманная (Tumen River Area Development Programme – TRADP), финансировавшейся ПРООН с 1991 по 2005 гг. В качестве ключевых секторов для развития многостороннего сотрудничества утверждены транспорт, энергетика, инвестиции, туризм и окружающая среда.

Участие Российской Федерации в деятельности РТИ регламентируется распоряжениями Правительства РФ от 17.07.1995 г. №732 и от 25.08.2008 г. №1245-р, координируется Министерством экономического развития РФ.

Высшим органом управления РТИ является Консультативная Комиссия РТИ (GTI Consultative Commission), заседания которой проходят ежегодно в одной из стран-участниц. Страны–участницы представлены заместителями министров.

Консультативная Комиссия собирается один раз в год для оценки работы организации, выработки плана работы на следующий год и утверждения проектов к реализации. Страны–участницы председательствуют в комиссии поочередно.

Исполнительный орган РТИ – Секретариат (GTI Secretariat), находящийся в Пекине (КНР).

Национальные координаторы РТИ (National Coordinators) – представители курирующих министерств стран – участниц (Министерство коммерции КНР, Министерство стратегии и финансов Республики Корея, Министерство финансов Монголии, Минэкономразвития России), в функции которых входит координация работы РТИ между заседаниями Консультативной Комиссии.

В 2011 был образован Комитет местного сотрудничества (КМС) РТИ в Северо – Восточной Азии (GTI NEA Local Cooperation Committee). Основной целью КМС является разработка эффективной сети сотрудничества для укрепления потенциала местных правительств СВА в области регионального сотрудничества и усиления взаимодействия между местными и центральными органами власти в СВА.

Отраслевые советы и комитеты – в их состав входят представители центральных министерств и, в случае Российской Федерации, представители Администрации Приморского края. В каждом совете председательство переходит ежегодно, председательствующая страна принимает очередное заседание соответствующего совета. В функции отраслевых советов и комитетов РТИ входит координация сотрудничества в соответствующих областях.

На данный момент действующими являются: Транспортный совет, Комитет по упрощению торговых процедур, Совет по туризму, Совет по защите окружающей среды, Совет по энергетике и Деловой Консультативный Совет.

Программа развития ООН (ПРООН) в июле 1991 г. одобрила региональную программу помощи странам Северо-Восточной Азии (КНДР, КНР, Монголия и Республика Корея) на 1992-1996 годы. Одним из четырех главных проектов этой региональной программы был проект «Программа по развитию района реки Туманная» (ПРРТ). В ноябре 1991 г. КНР, Монголия, КНДР и Республика Корея обратились к России и Японии с предложением присоединиться к ПРРТ.

Участие России в качестве полноправного члена в осуществляемом ПРООН региональном сотрудничестве в районе бассейна реки Туманная определено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №732. На Минэкономразвития России возложена координация деятельности российских федеральных органов исполнительной власти по ее осуществлению.

Япония периодически принимает участие в проводимых в рамках ПРРТ мероприятиях в качестве наблюдателя.

В процессе реализации ПРРТ был выполнен ряд конкретных инфраструктурных проектов, открывающих оптимальные пути через порты и железные дороги российского Дальнего Востока. Среди них – международный пассажирский маршрут из Сокчо (РК) в Хунчунь (КНР) через российский порт Зарубино, грузовой маршрут из Акиты (Япония) до Хунчуня через российский порт Посьет.

В рамках ПРРТ реализован также совместный проект ПРООН и Глобального экологического фонда «Разработка программы стратегических действий по сохранению биологического разнообразия и ресурсов международных вод, прибрежных территорий и важнейших экосистем бассейна реки Туманная».

Кроме того, создана сеть инвестиционных центров в городах стран-участниц, что позволяет активизировать процесс создания более благоприятного инвестиционного климата в данном регионе и усилить координацию в деятельности стран-участниц по развитию международной торгово-экономической кооперации.

В сентябре 2005 г. страны-участницы  Программы приняли решение продлить срок действия ПРРТ до 2015 года, изменить ее название на «Расширенная туманганская инициатива» (РТИ). Кроме того, стороны договорились образовать Деловой консультативный совет и Общий фонд, осуществлять финансирование Секретариата РТИ за счет своих взносов, стимулировать участие частного сектора, сконцентрировать сотрудничество на таких областях, как транспорт, энергетика, туризм, инвестиции и защита окружающей среды.

Достигнутые в сентябре 2005 года договоренности были закреплены в Соглашении о намерениях между правительствами Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Республики Корея, Монголии и Программой Развития ООН о договоренностях относительно Расширенной туманганской инициативы.

5 мая 2009 г. КНДР объявила о прекращении участия в РТИ в связи с недостаточной эффективностью Инициативы и принятием Советом безопасности ООН неправомерных актов, ущемляющих суверенитет КНДР.

Главная цель РТИ – повышение привлекательности материковой части Северо-Восточной Азии для международных инвестиций, торговли и бизнеса с целью достижения устойчивого социально-экономического и экологически безопасного развития данного региона. Её стержневым элементом является развитие транспортной инфраструктуры, что должно стимулировать экономический рост в регионе путем расширения торговли.

Основными направлениями сотрудничества в рамках РТИ   определены:

  • создание и развитие транспортной инфраструктуры, промышленности и туризма на основе активного привлечения иностранных инвестиций;
  • организация транзитных грузовых и пассажирских перевозок в регионе;
  • развитие региональных торговых и научно-технических связей;
  • включение территорий Расширенного туманганского региона в сферу внешнеэкономических связей Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • вопросы, касающиеся сохранения окружающей среды;
  • реализация исследований, проектов в области повышения квалификации в области транспорта, энергетики, упрощения торговых процедур, туризма, окружающей среды.

Структура РТИ. Руководящим органом РТИ является Консультативная Комиссия (Consultative Commission), которая собирается ежегодно. Страны – участницы представлены заместителями министров. Решения принимаются Комиссией на основе консенсуса. 14-я сессия Консультативной Комиссии РТИ состоялась 30 октября 2013 года в г. Улан-Баторе (Монголия), основной акцент был сделан на развитии транспортного направления. По итогам сессии были утверждены Региональная транспортная стратегия и Среднесрочный план действий в сфере транспорта и четыре проекта в сфере транспорта («Исследование транспортных коридоров РТИ: финансирование развития инфраструктуры», «Исследование в области управления транспортными коридорами РТИ», «Исследование железнодорожного и портового сообщения на участке Раджин-Хасан», «Семинар по развитию транспортного сотрудничества в Северо-Восточной Азии») на 2013-2014 гг. Рассмотрена подготовленная Секретариатом РТИ Концепция юридического преобразования РТИ и соответствующая «Дорожная карта». Страны-участницы РТИ договорились, что РТИ должна стать юридическим лицом. Обсуждение юридического преобразования РТИ, включая выбор статуса и компетенций, было продолжено в 2014 году. Итоговым документом сессии стала Улан-Баторская Декларация. Председателем Консультативной Комиссии РТИ в 2014 году была КНР.

Национальные координаторы РТИ (National Coordinators) – представители курирующих министерств стран-участниц (Министерство коммерции КНР, Министерство стратегии и финансов Республики Корея, Министерство финансов Монголии, Минэкономразвития России) в функции, которых входит координация работы РТИ между заседаниями Консультативной Комиссии.

Отраслевые советы и комитеты – в их состав входят представители центральных министерств стран-участниц, а также представители Администрации Приморского края РФ. В каждом совете председательство переходит ежегодно. В функции отраслевых советов и комитетов РТИ входит координация сотрудничества в соответствующих областях. В настоящее время действующими являются: Транспортный совет, Комитет по упрощению торговых процедур, Совет по туризму, Совет по защите окружающей среды, Совет по энергетике.

В 2013 году был образован Комитет местного сотрудничества (КМС) РТИ в Северо-Восточной Азии (GTI NEA Local Cooperation Committee), целью которого является разработка эффективной сети сотрудничества для укрепления потенциала местных правительств Северо-Восточной Азии в области регионального сотрудничества и усиления взаимодействия между местными и центральными органами власти в Северо-Восточной Азии.

Под эгидой РТИ создана Ассоциация экпортно-импортных банков Северо-Восточной Азии (North-East Asia Export-Import Banks Association), в которой участвуют экспортно-импортные банки государств-членов РТИ. Деятельность Ассоциации регламентируется соответствующим Меморандумом о взаимопонимании. От Российской Федерации участие в Ассоциации принимает Внешэкономбанк.

Бюджет РТИ. В 2013 году бюджет РТИ составил 815,1 тыс. долл. США. Бюджет формируется за счет взносов стран-членов в соответствии с системой расчетов ООН. Доля России за 2013 год – 212,5 тыс. долл. США.

Штатная численность Секретариата РТИ предусмотрена в количестве 8 человек, которые избираются на основе международного конкурса (в настоящее время в Секретариате РТИ работает один российский специалист). Кроме того, страны-участницы имеют право направлять для работы в Секретариате РТИ своих сотрудников на основе оплаты за счет командирующей страны.

На последнем заседании транспортного совета представители России, КНР, Монголии, Республики Корея и Японии обсудили реализацию региональной транспортной стратегии РТИ, текущее состояние и меры стимулирования сухопутно-водных мультимодальных перевозок, организацию транзита перевозок и предложили выработать план действий по их продвижению.

Большой интерес был проявлен к развитию транспортной системы Дальнего Востока. Создание международных транспортных коридоров (МТК) “Приморье-1” (Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково – порт Восточный – страны АТР) и “Приморье-2” (Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – Махалино – Посьет – Зарубино – порты АТР) является приоритетным направлением развития транспортной системы этого региона. Формирование транспортных коридоров сегодня получает новый импульс в связи с созданием Свободного порта Владивосток.

Как рассказала участникам заседания Совета заместитель директора департамента территорий опережающего развития и инфраструктуры Светлана Утяшева, зона действия закона полностью охватывает транспортные пути, по которым проходят коридоры “Приморье-1” и “Приморье-2”, а также другие российские порты на Тихом океане и аэропорт Владивостока.

Владивосток

Atari Studio ™